РТК-Сервис: создаем инженерную элиту

РТК-Сервис

РТК-Сервис

Информационные технологии, системная интеграция, интернет

Телекоммуникации, связь

Строительство, недвижимость, эксплуатация, проектирование

РТК-Сервис — российская ИКТ компания, представленная в 51 регионе

Проектирует и внедряет сетевые решения в режиме мультивендорной совместимости
РТК-Сервис — российская ИКТ компания, представленная в 51 регионе
В штате — более 750 человек

У всех телеком-операторов есть своя сетевая инфраструктура. Она включает все линии связи, узлы связи, все оборудование, которое позволяет обеспечивать пользователей мобильной связью, доступом в интернет и другими услугами операторов. Данная инфраструктура требует поддержки, технического сопровождения — для стабильной работы. А также участия грамотных специалистов — для модернизации существующих линий, расширения каналов, постройки новых элементов.

РТК-Сервис — технологический партнер операторов связи и enterprise-компаний. Проводит стендирование, внедрение и поддержку мультивендорных решений, обеспечивая бесперебойную работу и развитие сетевой инфраструктуры заказчиков.

Инженерно-технический блок в компании — самое сильное и многочисленное подразделение, в котором работает более 60% сотрудников. И, безусловно, компания задается вопросом: как помогать этим специалистам развиваться, прокачивать скиллы, «подтягивать» новичков до качественного уровня выполнения работ на объектах день за днем. Решая эту задачу, в РТК-Сервис вывели формулу идеального инженера и разработали понятную дорожную карту для специалистов, претендующих на самую главную инженерную позицию в компании — эксперта.

РТК-Сервис: создаем инженерную элиту

Инженерия без рисков

Со стороны может показаться, что квалификация инженера — вещь прозрачная и ясная. Однако нередки случаи, когда рабочие задачи выполняются сотрудниками не по стандарту, а по наитию — кто как привык. А еще очень влияет, к чему привык заказчик. Например, у каждого крупного оператора — свои ожидания от того, как должны выглядеть соединения в стойке, бирки и прочие нюансы. Да и вообще есть масса технических профессий, для которых еще не придумали ни стандартов, ни методов, в полной мере закрывающих задачу проверки навыков. К ним относятся и инженеры строительно-монтажных работ, работающие в телеком-отрасли.

При этом любой компании важно поддерживать высокий уровень качества строительных и монтажных работ на всех объектах заказчиков. В случае с РТК-Сервис — еще и на всей территории России, от Калининграда до Хабаровска. Для этого квалификация инженеров, работающих в разных точках страны, должна соответствовать единым стандартам.

Вторая задача — наращивать штат профессионалов, которые будут по этим стандартам работать. Для этого РТК-Сервис активно использует собственный полигон — Центр компетенций по сетевым технологиям, где есть все возможности для работы и обучения на телеком-оборудовании от любых производителей и имитации инфраструктуры операторов связи.

Именно по этим причинам команда экспертов по техническим компетенциям компании РТК-Сервис разработала собственную методологию оценки инженеров и приступила к работе по внедрению стандарта монтажа. По созданной методике проводятся чекапы профессиональных навыков, и при необходимости корректируется личный трек развития специалистов.

РТК-Сервис: создаем инженерную элиту«Сейчас у нас только в блоке строительно-монтажных работ на сетях связи — 97 инженеров, порядка 67 ведущих инженеров и 8 экспертов. Штат непрерывно растет, а люди — развиваются. В среднем путь от инженера до эксперта в РТК-Сервис занимает 3–4 года, но все, безусловно, индивидуально. Каждый член команды вовлечен не просто в решение технологических задач, но и в процессы трансформации бизнеса, и в развитие инженерной культуры».
Мария Серая, директор по работе с персоналом РТК-Сервис
РТК-Сервис: создаем инженерную элиту

Зачем нужно тестирование

Может возникнуть вопрос: а зачем понадобился внутренний стандарт? Ведь на руках у инженера есть и рабочая документация проекта, и руководство по установке оборудования от вендора — что может пойти не так?

Дело в том, что в рабочей документации обычно не описаны все детали. Часто инженеру нужно найти подходящее решение самому, да еще и такое, чтобы не противоречило общим требованиям по проекту. В целом много задачек на сообразительность. Что касается вендорских инструкций, то, скажем, монтаж серверов Huawei отличается от монтажа серверов Juniper, так как у железа разные характеристики. РТК-Сервис оказывает техподдержку в мультивендорном формате без помощи от производителей зарубежного оборудования, поэтому массу нюансов сотрудник должен знать сам. Но далеко не каждый инженер работал со всеми вендорами и линейками их продуктов, поэтому, даже при наличии опыта монтажа сетевого оборудования в целом, инженер может не знать специфику того или иного вендора.

РТК-Сервис: создаем инженерную элиту«Из-за ограниченного количества высококвалифицированных инженеров в стране мы делаем очень большие ставки на обучение, причем как за счет внутренних ресурсов — путем обмена опытом и обучения у экспертов, — так и регулярных тренингов у производителей оборудования. Наш Центр компетенций по сетевым технологиям имеет собственную лабораторию, уникальную по своей сути. Там проводится стендирование любого как импортного, так и российского оборудования. Такие возможности для развития технических навыков может предложить не каждый работодатель».
Алиса Горяйнова, руководитель направления адаптации и развития сотрудников

Под каждую инженерную позицию были описаны профессиональные профили, которые соответствуют карьерному треку специалистов в компании:

  • стажер;
  • инженер;
  • ведущий инженер;
  • эксперт.

Для каждого профиля определили и задокументировали ключевые знания и навыки — они вместе с единым стандартом монтажа легли в основу методологии оценки специалистов.

РТК-Сервис: создаем инженерную элиту

Баланс теории и практики

Теория и практика для тестирования сбалансированы по закону Парето: в пропорции 20/80. Проверка практических навыков очень важна в профессии инженера, так как бо́льшую часть работы он выполняет руками.

Теория проверяется тематическими вопросами и заданиями, а практика — через выполнение работ на учебных стендах. Такой подход показывает реальные компетенции сотрудников. Согласно методологии, на каждом этапе работу проверяют ключевые эксперты компании. В составе проверяющих — эксперт по конкретному телеком-оборудованию, специалист службы охраны труда и менеджер, который понимает верхнеуровнево все нюансы инженерного дела.

Процесс оценки специалиста по методике РТК-Сервис происходит следующим образом. Приходит инженер и говорит, например, что умеет работать с активным оборудованием и читает схемы, но пока не варит оптику. Компания оценивает те компетенции, которыми сотрудник уверенно владеет, и дает рекомендации по развитию тех скиллов, которые необходимо усилить или приобрести.

Сначала проверяются теоретические знания, чтобы понять, насколько глубоко специалист разбирается в электропитании и активном оборудовании. Для этого были составлены тематические вопросы и разработаны задания, включающие схемы, спецификации и фотоотчеты.

На первом этапе специалист должен:

  • прочитать рабочую документацию по электропитанию, описать схему и объяснить подключения;
  • если речь идет об активном оборудовании — разобраться с компоновкой телекоммуникационного шкафа и предложить грамотный план работ по его установке.

После проверки теории — очередь за практикой. Для этого проектировщики РТК-Сервис выпустили рабочую документацию, по которой оцениваемый должен предложить план работ и реализовать его на учебном стенде. Этот этап проводится в лаборатории сетевого тестирования при Центре компетенций. Проверяется, насколько точно инженеры выполняют стандарт, заложенный в эталонном проекте производства работ. Здесь специалистам нужно, например, за определенное время верно установить и подключить оборудование, запитать его, проверить и промаркировать. Если инженер работает без диэлектрических перчаток, коврика и галош, сразу теряет целый балл. За иные нарушения (например, критические изгибы кабеля) снимаются десятые балла, исходя из веса компетенции.

РТК-Сервис: создаем инженерную элиту

От успешного старта — к большой экспертизе

Оценки выставляются по трехбалльной шкале. Оцениваются каждая компетенция, в зависимости от ее значимости, полнота ответа или выполнения кейса, практические действия. Для перехода из статуса стажера на позицию инженера-практика требуется минимум 1,7 балла. Если специалист не достигает этого уровня, его обучение продолжается: он участвует в выездных работах, учится читать рабочую документацию и практикуется под руководством куратора.

  • Стажер — от 1 до 1,6 баллов. Эта должность предназначена для студентов без опыта или специалистов с опытом, но без профильного технического образования.
  • Инженер — от 1,7 до 2 баллов.
  • Ведущий инженер — от 2 до 2,39 баллов.
  • Эксперт (высшая инженерная ступень) — от 2,4 балла.

В чем ценность такой методологии оценки инженеров для самих сотрудников? В прозрачности и предсказуемости системы в целом. Инженер понимает, когда и как его будут оценивать (оценка производится потоками в течение года), на что ему нужно обратить внимание. И, даже если с первого раза не все прошло гладко, он получает развернутую обратную связь, а также работу над ошибками под кураторством экспертов компании. И у каждого стажера есть возможность дорасти до уровня эксперта.

РТК-Сервис: создаем инженерную элиту«До прихода в компанию моя деятельность была связана с электроустановками, и я вышел в РТК-Сервис на должность инженера-энергетика. С тех пор начал активно изучать информацию об оборудовании, с которым сталкивался в работе: читал материалы, посещал обучения и не стеснялся спрашивать совета у опытных коллег. Через некоторое время руководство меня заметило, и я вырос до ведущего инженера. А в прошлом году подтвердил свои компетенции перед комиссией в Москве и получил статус эксперта. Это укрепило мою уверенность в себе, но мы с коллегами по цеху помним: в нашей работе всегда есть куда расти и чему учиться, и ценным ресурсом может стать опыт напарника».
Алексей Жемчужников, эксперт РТК-Сервис, г. Воронеж

Эксперт в РТК-Сервис занимает самую высокую инженерную должность и выступает в роли ключевого центра компетенций. Переход на эту позицию приносит не только изменение уровня дохода, но и открывает новые возможности:

  • Освоение новейших технологий
    Когда появляются новые компетенции в области строительно-монтажных работ, эксперты первыми проходят обучение.
  • Обмен знаниями
    Эксперты делятся навыками с ведущими инженерами и командой, в том числе участвуя, например, в создании обучающих видео и проведении занятий в учебных классах и лабораториях.
  • Участие в самых сложных и интересных проектах
    Эксперты работают над новыми проектами, задачами со сжатыми сроками или в ситуациях, требующих особого подхода.

А вы готовы внести свой инженерный вклад в дело РТК-Сервис?

Тогда вот еще пара преимуществ подхода компании к оценке и обучению специалистов.

  1. Вы будете постоянно профессионально развиваться, а развитие — залог успеха.
  2. Ваш карьерный путь будет абсолютно ясен и прозрачен.

Четкие критерии для каждого уровня карьерной лестницы — отличный мотиватор расти вместе с РТК-Сервис.

РТК-Сервис: создаем инженерную элиту